Свои... за все десять лет существования группы, мы никогда не преследовали цели записать альбом, именно так называемый 'лонгплей'. во-первых, не было средств, во-вторых – не хватало терпения копить материал для полноценного релиза. ипишки из 5-6 песен всегда были нашей идеальной «продукцией»: материал еще не успел надоесть, а вроде бы уже есть парочка cd с картинкой, постепенно приумножающих дискографию.
тем не менее, в этом году мы все таки сделали это: альбом был записан в первую неделю весенней самоизоляции, когда до жестких мер еще не дошло, но и расписание на студии заметно пополнилось пробелами свободного времени. альбом называется «океан», и перед вами небольшой «гид по песням».
1 экспресс на социальное дно
первая песня, написанная для альбома, когда об альбоме не было и речи, мы просто записали и выложили видео на нее в рамках проекта 'sprc live'
все началось с двух выписанных из совершенно разных книг отрывков:
"понимаешь, начать кого-нибудь любить - это целое дело. нужна энергия, любопытство, ослепленность.. вначале бывает даже такая минута, когда нужно перепрыгнуть пропасть: стоит задуматься, и этого уже не сделаешь. я знаю, что больше никогда не прыгну" ("Тошнота" Жан-Поль Сартр)
и "время проходит; мы взрослеем, стареем. прежде чем осознаешь это, глядишь, прошло уже слишком много времени и ты упустил случай позволить другому причинить тебе боль. мне молодому это казалось счастьем; мне повзрослевшему это кажется тихой трагедией" ("Жизнь после бога" Дуглас Коупленд)
слова песни писались с заключительных строк и смысл их в том, что любовь может стать для двоих бегством из порочного круга рутины и ежедневных перерождений. с куплетом начал вырисовываться иной подтекст, "экспрессом на социальное дно" назван выход на пенсию и дальнейшее существование человека здесь (задержан на пять лет, да?).
музыкально этот трек всегда ассоциировался у меня с iron chic, может даже конкретно с их песней 'cutesy monster man' (мы любим этих ребят, тут уж ничего не поделаешь), особенно вступающие в куплете барабаны и мои вокальные партии в его начале.
да, многие видят влияние "юбк-панка" во вступлении, но автор музыки это отрицает: "ничего не похоже, в мндргр там вот так (наигрывает), а здесь вот так".
в общем, мы не стали разделять трек и делать т. н. intro. такое вот начало альбома.
2 сторонний наблюдатель
с первых аккордов я понял, что это будет хорошая песня, повеяло от них какой-то оргкорщиной и музыкой горячей воды. текст как-то тоже легко дался. эта песня о том, что довольствоваться малым вовсе не значит не иметь стремлений и плыть по течению, а "тому, кто считает себя лучше других, стоит сходить на кладбище. там он поймёт, что́ есть жизнь на самом деле. всего лишь горсть земли" ("Пределы контроля" Джим Джармуш)
отмечу влияние на этот текст Альбера Камю и мультфильма "Самурай Джек", благодаря которому, очевидно, родилась отcылка к "Сокрытому в листве".
этот трек стал вторым синглом, для которого наш друг Andy Langusta нарисовал отличную обложку. на записи я в очередной раз столкнулся с тем, что играю басовую партию немного неверно, но мы справились. бэк-вокалы решили добавить уже после и, хотя песня и казалась завершенной, они оказались не лишними. имхо, естественно.
3 поколение свиней
"это поколение может увидеть Армагеддон"
(Рональд Рейган, 'People', 26 декабря 1985 года)
песня названа в честь сборника статей Хантера С. Томпсона, и во всем, что происходит с нами и вокруг нас кроме самих себя винить нам некого.
очень люблю место с приглушенной гитарой, чувствуется влияние title fight. да и вообще, самый лаконичный трек на альбоме.
4 бесполезное послание в бутылке
эта песня стала ассоциироваться у меня с группой leatherface при первом же прослушивании демки, записанной Ромой. а при написании текста почему-то вспомнился именно кавер на 'message in a bottle' the police, откуда и было успешно изъято "послание в бутылке".
структура трека для меня оказалась не совсем обычной, не сразу понял, как именно расположить куплеты. поэтому и родилась идея сделать некий pre-back вокал (если так можно выразиться), спеть первую строчку второй части куплета перед самой этой второй частью, что и исполнил на записи наш друг Дмитрий Галаев из "моря ясности".
"бесполезное послание в бутылке" является заглавной песней на альбоме, название "океан" родилось именно благодаря ей: океан абсолютной истины существует независимо от того, верит ли в его существование песчинка, что проводит всю жизнь на дне, пытаясь увидеть редкий луч солнца, пронзающий толщу воды.
5 герой дня
музыка к этой песне была принесена Романом на репетицию во время выхода в свет перевода автобиографии Кита Морриса, которую мы независимо друг от друга прочли. а так как 'VI' от circle jerks редко удаляется из моего плеера, уговаривать меня сделать что-то быстрое и краткое не пришлось.
Курт Воннегут говорил: "я знаю только одно жизненное правило: ты, чёрт возьми, обязан быть хорошим человеком", "блаженны кроткие" обещали другие авторы, но разве станет подобный персонаж героем вечернего выпуска новостей, уважаемым и почетным членом общества или блогером с фидбэком с профитом? от каждого по способностям..
песня о лицемерии, одним из "триггеров" для ее написания послужило происшествие со стрельбой в керченском учебном заведении, а словосочетание "потомству в пример" знает каждый севастополец.
6 черная суббота
если "лучшие книги говорят тебе то, что ты и сам уже знаешь", то в лучших песнях ты каждый раз находишь что-то новое, что-то близкое, переосмысляешь это.
в один из темных осенних вечеров такой песней для меня стала 'gone' группы bouncing souls, она "проникла в самое сердце, и я нес ее с собой, пока тьма не отступила". название трека не отсылает к песне 'black friday' iron chic (хотя почему бы и нет), просто "один из темных осенних вечеров" оказался вечером субботы, как раз после "черной пятницы".
примечательно, что когда во втором куплете не хватало строчки, из глубин сознания явился заученный еще в школе сороковой сонет Шекспира со своим "любви обиды переносим мы трудней, чем яд открытого раздора", и все стало на свои места.
начальные строки, мне кажется, появились позже, и они о готовности стать другом близкому человеку, когда больше, чем другом тебе для него (нее) уже не быть. в конце трека мы решили вставить сингалонги в духе red city radio, и песня обрела окончательную форму.
7 долиною теней
рабочее название этой песни - 'wollard-head', тк музыка куплетов напоминала ребятам motorhead, а аккорды припева рождали у меня стойкую ассоциацию с Крисом Уоллардом.
после нашей предыдущей EP не думал, что напишу подобный текст, но окружающие реалии выпустили наружу "внутреннего оруэлла". неожиданное цитирование, правда, особенно в сочетании с ‘поколоченным сансарой мясом вечного возвращения’ из керуаковских ‘бродяг дхармы’. чтобы пропеть куплеты, мне пришлось поднапрячься и потренироваться.
с концовкой песни долгое время была неопределенность. все ведь знают, куда человек идет долиной смертной тени, не так ли? и вот, трек заканчивается, когда барабаны замирают последним ударом, как замрут однажды сердца всех без исключения человеческих существ, независимо от социального статуса, моральных качеств, наследия и кредитной истории.
8 так будет лучше для всех
этой песни на альбоме могло бы и не быть, как могло и не быть ситуации в ней описанной. один дружественный сонграйтер, увидав этот текст, упрекнул меня в его попсовости и посоветовал начисто переписать все. но дабы быть честным с самим собой, кардинально ничего менять я не стал.
песня о той, что осветила мои серые будни своим присутствием и в чьих глазах 'я видел отраженья звезд'. а чего ты хотел от трека с рабочим названием 'blink'?
а еще, словосочетание 'торжественный финал' - мой привет одной из любимых песен группы front bottoms - 'grand finale'.
9 по прочтении сжечь
в прошлом году я прочел несколько произведений Альбера Камю, среди которых было эссе "миф о Сизифе", и именно оно стало для меня настоящим испытанием. бросить хотелось после каждой прочитанной страницы, но возникавший в голове вопрос: "а как бы поступил Генри Роллинз?", не давал и малейшего шанса на побег.
таким образом, мистер Камю наследил по всему "океану" своими "абсурдом", "разумом" и "прыжками", но именно в этом треке проявился сам Сизиф.
эта песня о необходимости жить настоящим и продолжать делать то, что делаешь, каким бы бесконечным и бесплодным твой труд не казался. Последняя песня, написанная для альбома незадолго перед записью.
10 хоум-ран
полагаю, Роман забыл закрыть кран с надписью iron chic на кухне своего вдохновения, что и отразилось на музыкальной составляющей песни 'хоум-ран'. с текстом же связана история с другой кухни, на которой я и уже упомянутый выше Дмитрий Галаев обсуждали одно из самых известных граффити мира - работу Дмитрия Врубеля «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви». и так мне понравилось эта "смертная любовь", и так я захотел это использовать в песне, что пропустил мимо ушей факт того, что Дмитрий уже вставил фразу в одну из новых песен "моря ясности". очень удивился позже избирательности своей памяти, но.. что поделаешь, две хорошие песни лучше, чем одна. к тому же, очень разные песни. (см. скоро в новом альбоме "МЯ")
‘бейсбольная тематика’ здесь нарисовалась позже, в то время я перечитывал "хлеб с ветчиной" (а точнее "сендвiч iз шинкою") Чарльза Буковски, откуда и появился "хоум-ран". по-простому, фразу "страйк-аут или хоум-ран" можно понять, как "все или ничего", делай, что должен, и будь что будет. либо падающим листом облететь с ветки, либо "вернуться домой" бабочкой Мацуо Басё.